Когда впервые слышишь название антиутопии Уильяма Голдинга, поневоле представляешь себе человека, вокруг которого вьется рой мух. А поскольку эти насекомые не из тех, что выглядят милыми, то ум услужливо подсовывает соответствующие ассоциации: дезинсекция, дезинфекция, дератизация. И это неудивительно, так как три перечисленных услуги входят в комплекс предоставляемого сервиса любой санэпидемиологической службы – государственной или частной. Последняя, кстати, сильно выигрывает перед государственной, т. к. думает прежде всего о клиенте. Поэтому если нужна обработка от тараканов или другие услуги, то лучше заказывать у частников.
Однако мы отвлекаемся от темы. На самом деле название «Повелитель мух» никакого отношения к насекомым не имеет. Дело в том, что это игра слов. И на еврейском языке в Новом Завете имя Повелитель мух принадлежит князю демонов. И если знать об этой особенности, то с первых строк произведения начинаешь правильного его воспринимать.
Восприятие «Повелителя мух»
Если же не знать тонкостей значения названия, то книга начинает читаться и восприниматься довольно легко. И там рассказывают, как группа детей оказалась на необитаемом острове, где им предстоит пережить ряд приключений. Начало книги напоминает чем-то «Робинзона Крузо» или «Таинственный остров». Ну, и поскольку главными действующими лицами выступают дети, то сперва думается, что сюжет будет порядком наивным. Что-то про самоутверждение, изобретательность и, возможно, даже героизм. Да и название, опять же, если не знать истинного значения, наталкивает на мысль, что дети будут играть в своем выдуманном мире.
Однако очень быстро мнение о книге начинает меняться. Обрисованный автором симпатичный мирок острова, куда попали дети, быстро разрушается под ударами суровой действительности. И тут важно отметить: автор с первых строк описывал мальчишек, но при этом подчеркивал, что они волевые личности и способны делать то, что нужно, даже если не очень хочется. К тому же Голдинг умело показал, что в умах мальчишек прекрасно работают заложенные с первых дней существования паттерны поведения, доставшиеся им от взрослых. А это в первую очередь родители и преподаватели учебного учреждения, где учились мальчики. Причем в указанном заведении на первое место ставились такие понятия, как воспитание и дисциплина.
Ну а далее начинают разворачиваться события, от которых стынет кровь в жилах. Вчерашние наивные мальчишки, которые даже слов ругательных не знали, превращаются в настоящих дикарей. Они трансформируются в спятивших убийц, которые сперва уничтожили местных зверей, а потом принялись истреблять друг друга. Голдингу удалось довольно легко снять с глаз читателей закрывающую их пелену и показать, что наивное детское восприятие мира быстро исчезает, как только группа мальчишек вырабатывает определенные правила созданного ими же социума. И весь налет цивилизации в сложившихся условиях быстро исчезает, оголяя человеческую натуру – жестокую и беспощадную.
Воспитательный момент
Автор особенно обращает внимание на тот момент, где происходит трансформация мировоззрения мальчишек, как только они оказываются одни в суровом мире. Этим он затрагивает серьезный вопрос выбора, который должны сделать все родители:
- либо подготовить ребенка к тому, что мир жесток, научив его жить в стрессе и ждать опасности, которая может выскочить буквально из-за каждого угла;
- либо оградить ребенка от жестокостей мира, вырастив добрым и миролюбивым, но оставив его тем самым без защиты, если все же дите вырастет и попадет в сложные жизненные обстоятельства.
Свежие комментарии